Тема урока:_Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Категория обучающихся: ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 4класс
Целевые установки на достижение результатов: - повторить правописание слов с разделительным мягким знаком;
формировать у учащихся представления об употреблении разделительного мягкого знака; - развитие письменной речи, орфографической зоркости, активизация словаря; коррекция внимания, мышления, слухового восприятия; - воспитание грамотности, познавательной активности учащихся. Планируемые результаты:
предметные: уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, овладеть умением анализировать текст, обобщать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, отрывок из м/ф «Малыш и Карлсон», цветные ленты, карточки с заданиями
Этапы урока/занятия
|
Деятельность учителя
(ход урока/занятия)
|
Деятельность обучающихся
|
|
|
1.Организационный момент Проверка готовности к уроку.
|
Эмоциональный настрой Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Мы начнём урок знаний!
|
Учащиеся проверяют наличие учебной принадлежности
|
|
II. Повторение.
1.Постановка цели урока, сообщение темы урока.
1.1.Постановка проблемного вопроса
|
Уж очень вежлив мягкий знак. Не любит споров он и драк. Во всем старается помочь. Он в слове мать и в слове дочь, Чтоб никого не огорчить, Он все старается смягчить. -А вы хотели бы иметь такого друга? -Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком. -Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? -Какие задачи вы поставите перед собой? Правильно, сегодня на уроке мы повторим правила написания слов с разделительным мягким знаком, научимся грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.
|
Рассуждение детей.
Учащиеся хором проговаривают сегодняшнее число, месяц, записывают в тетради, выполняют минутку чистописания.
|
|
2.Словарная работа
|
Учитель диктует слова: человек, деревня, здоровье, аптека, земляника, корабль.
– Какие две работы выполняет мягкий знак? Назовите слова из словаря с мягким знаком и с разделительным мягким знаком.
|
Дети поочередно выходят к доске, записывают слова, определяют место ударения в слоге, называют орфограмму, которую нужно запомнить и в каком слоге находится.
Дети называют функции мягкого знака (смягчает согласную, разделяет гласную от согласного)
|
|
3.Работа по учебнику.
|
Упражнение 16, стр.39 Задание: спиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
|
Учащиеся читают предложения, называют пропущенные буквы в словах, объясняя их правописание, находят слова с разделительным мягким знаком и с мягким знаком на конце, письменно выполняют упражнение.
|
|
4.Физминутка «Карусели»
|
Карусели, карусели. Мы с тобою в лодку сели И поехали. ( Машина, самолет, ракета) Как живёшь? Вот так! Как идёшь? Вот так! Как плывёшь? Во так! Как бежишь? Вот так! Как шалишь? Вот так! Как сидишь? Вот так!
|
Дети имитируют катание на лодке, езду на машине, полет на ракете, самолете
Показывают движения и отвечают на вопросы.
|
|
5.Работа со словами.
|
-Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
- Кто же это?
На доске: появляется картинка Карлсон.
- Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в стихотворении.
(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)
|
Учащиеся внимательно слушают стихотворение, угадывают героя, называют слова с разделительным мягким знаком.
|
|
6.Работа над предложением.
7. Просмотр отрывка из м/ф «Малыш и Карлсон»
|
а) - Устно составьте предложение с любыми из данных слов.
б) - Запишем предложение под диктовку. Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.
- Чем полезно малиновое варенье?
- Малиновое варенье – используют как хорошее жаропонижающее и противовоспалительное средство; это очень хорошее лекарство от простуды, оно разжижает кровь.
Свежие ягоды малины – хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение. Это и хорошее жаропонижающее средство, а так же средство, предупреждающее развитие простудных заболеваний.
Отвар корней малины – назначают при аллергии.
А вот свежие листья малины – используют как хорошее ранозаживляющее средство (т.е. прикладывают к ранам). Видите, как много целебных свойств у малины. – Стоит сразу бежать в аптеку? А сейчас посмотрим отрывок из м/ф «Малыш и Карлсон» -Можно их назвать настоящими друзьями?
|
Дети составляют предложения, под диктовку ученика записывают самое красивое предложение в тетрадь.
Учащиеся рассказывают о пользе варенья.
Ответы детей
Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма
Ответы детей
|
|
8.Работа по учебнику.
|
Упражнение 19, стр.41 Задание: рассмотрите картину, скажите, что на ней изображено, устно разделите выделенные слова на слоги для переноса, запишите слова в тетрадь.
|
Учащиеся рассказывают об аптеке, зачитывают текст, делят выделенные слова на слоги, самостоятельно записывают в тетрадь (6 слов).
|
|
9.Игра “Бывает – не бывает”.
Цель: развитие слуха, называние слов с разделительным мягким знаком.
|
-А сейчас поиграем в игру. Если «да» - тянете руки вверх, если «нет» - приседаете -Ночью идёт дождь. (Тянутся вверх)
-У слона есть крылья. (Приседают)
-У охотника есть ружьё. (Тянутся вверх)
-Ночью бывает радуга. (Приседают)
-Варенье варят из ягод. (Тянутся вверх)
-Жильё белки в дупле. (Тянутся вверх)
- Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой игре? (Ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)
|
Учащиеся отвечают «да» или «нет», выполняют движения
Ответы учащихся
|
|
III.Закрепление 1.Игра: «Цветные дорожки» Цель: активизация словаря, закрепление правописания слов по теме.
|
Игра: «Цветные дорожки». Шагая по цветным дорожкам, вы будете учиться грамотно, писать и правильно говорить.
Условия : три дорожки
красная, зеленая, желтая. – По красной пойдешь не должен ошибаться ни разу (задания на карточках)
Красная карточка: назвать сначала слова с разделительным мягким знаком, затем с мягким знаком: семья, дождь, лось, платье, листья, олень, вьюга, осень.
По зеленой пойдешь 2 задания должен выполнить, можно допустить одну ошибку
Зеленая карточка: 1.Вставь пропущенные буквы: здоров…е, пал…то, сирен…, мурав…и.
2.Образуй слова:шубка зайца - …, берлога медведя - …,кормушка птицы-...
По желтой пойдешь 3 задания должен выполнить, допустить можно две ошибки. Желтая карточка: 1.Вставь пропущенные буквы: мыш…, кон…ки, тетрад…, друз…я.)
2.Составь предложение с одним из слов)
3.Образуй фамилии: соловей -…, Василий -…, муравей -…)
|
Учащиеся выбирают карточки с заданиями, дорожку по цвету карточки, выполняют предложенные задания
|
|
2.Рефлексия
|
-Какое у вас настроение? Молодцы, вы справились с предложенными заданиями. Значит вы не будете допускать ошибки при написании слов с разделительным мягким знаком. –Какие задания вам помогли научиться грамотности? –Кто лучше всех справился с заданием? – Кому было немного трудно на уроке?
|
Ответы и рассуждения детей.
|
|
3.Домашнее задание.
|
Упражнение 21, стр.42
|
Учащиеся анализируют домашнее задание.
|
|
IV.Итог урока.
|
Оценивание учащихся
|
|
|
|