Ход занятия I. Орг. момент. -Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. II. Знакомство с темой занятия: В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вкусное есть, вкусное пить. Жить для себя, никого не любить… А можно по-другому: раньше других на рассвете встать – И, помышляя о чуде, с неба рукою солнце достать И подарить его людям. -Что в этих строчках показалось вам необычным? (Достать рукой до солнца) -Можно ли на самом деле достать рукой солнце? На уроках мы говорили о том, что без солнца нет жизни. Солнце – это свет и тепло. Но мы живём среди людей. Нам нужно ещё чувствовать и человеческое тепло, поддержку, сочувствие близких людей. Помните стихи: «Мне не хватает теплоты», - сказала мама дочке… Человеческая доброта – это солнце. Добрые люди – как лучи солнца, добротой своей они согревают людей. - Всегда ли мы сочувствуем друг другу, помогаем? Всегда ли можем поделиться с ближними? Легко ли быть добрым? - Доброте нужно учиться! - У мальчика много интересных игрушек, почему он не рад? Почему весело остальным детям? Человек не может быть счастливым в одиночестве! Каждому нужны друзья! А быть другом – совсем непросто! Этому нужно учиться! - У кого учиться? Кто нам поможет? Портрет В. Осеевой -Знаете ли вы, кто это? Сегодня у нас интересное занятие. Мы с вами будем вспоминать и читать рассказы Валентины Александровны Осеевой. Посмотрите на выставку: это книги Осеевой. Её рассказы написаны в прошлом веке. III. Основная часть - Это добрые и умные рассказы. Их читали вашим мамам, даже вашим бабушкам, когда они были маленькими. Эти рассказы помогут и вам расти добрыми, честными, отзывчивыми людьми. Рассказы В. Осеевой учат думать не только о себе, но и о ... (людях, которые находятся рядом). Делать людям … (добро). Быть по отношению к людям … (чуткими, внимательными). - Как и все, В. Осеева была маленькой. Вот что рассказывает она о своём детстве: «Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных… В жизни мне это очень помогло. Потом я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». - Что посоветовала, автор письма детям, которые научились читать? (читать и думать). - Как вы думаете, кем мечтала стать в детстве Валентина Осеева? - Валентина Осеева мечтала стать актрисой. После окончания школы она училась на актерском факультете, но всё изменил один случай… В 21 год юная Валя Осеева пришла в трудовую коммуну для беспризорных детей и поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей, детей, у которых не было родителей. - Некоторые рассказы В. Осеевой вы знаете. Давайте вспомним их. «Волшебное слово». Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. - Какое это было слово? (Пожалуйста). В народе говорят: «Доброе слово доходит до сердца». - Почему в начале рассказа Павлик готов был убежать из дома? Почему он перессорился со всеми? Чего не умел делать мальчик? Какого качества характера ему не хватало? (вежливости ) - Предлагаю оформить словарик хороших качеств человека. («вежливость» – слово на бумажной полоске прикрепляется на доску) - Какое вежливое слово употребляете вы, когда обращаетесь с просьбой, за помощью? - Как бы вы попросили у одноклассника разрешения посмотреть его игрушку? - Как вы попросите маму найти дома нужную вам книгу? - Как вы попросите учителя помочь вам, если не выходит фигурка из пластилина? - Как попросите человека, который закрывает вам проход, пропустить вас? «Плохо». Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. - Кому угрожала опасность? - Это мальчики натравили собаку на котёнка? - А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. - Могли мальчики защитить котёнка? -О каком качестве человека рассказала нам писательница? (равнодушие) -Это положительное качество или отрицательное? В народе осуждают равнодушных людей. Равнодушный человек считает так: «Наше дело – сторона». А какое качество характера противоположно равнодушию? («чуткость, отзывчивость» – слово на доску). -Тот, кто был внимательным, сможет сказать, что кроме рассказов писала Осеева? (сказки, стихи) -Знаете ли вы, ребята, что на стихи В. Осеевой написаны детские песенки? -Когда я включу вам эту песенку, можете подпевать и танцевать. Физминутка Бедный ёжик Спит медведь. Уснула галка. Сон сморил лису. Я не сплю. Мне очень жалко ежика в лесу. «Хорошее») - Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошее желание). - О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле? - Надо ли дожидаться беды или можно делать хорошие дела в обычной жизни? - Что хорошего посоветовала сделать мама сыну? (Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору). - Как приятно, вокруг нас есть добрые люди! - Всегда ли мы сами бываем чуткими к окружающим? Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». - Какое настроение было у всех членов семьи, когда они садились за стол? - У кого испортилось настроение? - Кто огорчил маму и бабушку? В народе таких чёрствых людей осуждают: «Мне что до кого? Было б нам хорошо!» Так думать нельзя! Нельзя так поступать! - Догадался ли Миша, что вместе с братом обидел своих самых близких людей? - Стало ли ему стыдно за себя? - Если бы можно было вернуть всё назад, как бы поступил Миша, увидев на столе вкусное печенье? Давайте «переиграем» этот рассказ, чтобы никому в семье не было обидно! «У неё и средь зимы снега не выпросишь». «Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен». «Жадность - всякому горю начало» . - Какое качество характера необходимо Кате?( отзывчивость, щедрость). - В нашем классе ребята отзывчивые. Они всегда поделятся ручкой, гуашью, пластилином, если у кого-то не оказалось нужных принадлежностей. V. Итог занятия. - Сегодня мы с вами вспомнили рассказы В. Осеевой, прочитали новые рассказы этой замечательной писательницы. Какие они, эти рассказы? Выберите подходящие слова. На доске прикреплены листочки со словами: поучительные, злые, добрые, интересные, добродушные, радостные, надоедливые, воспитывающие. -За что бы вы похвалили себя? - Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу, умные добрые мысли. Не сомневаюсь, что и ваши дела и поступки тоже будут добрыми! | |
| |
Просмотров: 529 | |
Всего комментариев: 0 | |