Выступление на тему: «Организация эффективной контрольно -оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС». (Акужаева С.А.)

 Образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.                                                                                               Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.      Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.                                                                             Что такое оценивание? ( СЛАЙД 2)                                                                      Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.      Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.                                                                                                      Оценивание – это контроль качества образования.                                           Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.                                                                  Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.      Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.                                                                                                               Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 3)                                         В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):  – отметка;  – результаты теста в баллах.                                      В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.                                                                                                             В чем суть правил новой технологии оценивания?  (Слайд 6.)   1.Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.     2.Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).                                                                                                            3.За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.                                                            4.За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.    

Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.                                                                                               Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: ( СЛАЙДЫ 7-12)                                                                          -«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;                                                      -« Волшебные линеечки»- на  шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.                                                                     Учащиеся  отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.                                                                            Прием позволяет:                                                                                                                        -Увидеть свои успехи.           -Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя                -Удерживает учебную функцию оценки                                                                                 -Помогает избежать сравнения детей между собой                                                                          -«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный –  я умею сам.  -Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.                                   Уровень достижения конкретных предметных, метапредметных  результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.                                                                                                     Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.                                                                                                  В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.                                                                                  К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.                                                                                                   К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства. Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)                                  В процессе  диалога “Учитель – ученик” можно  использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:                                  1.В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;                                                                                                                 2.При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:                                                         -Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…                   -Наиболее трудным мне показалось…                                                                          -Я думаю, это потому, что…                                                                                          -Самым интересным было…                                                                                       -Насколько успешно мы выполнили намеченный план?                                           -Какие возникли проблемы?                                                                                          -Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…                                                                                                                 -Я бы хотел попросить своего учителя…                                                                     Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной, ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:      Оценивание является постоянным процессомВ зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. 
Оценивать можно только то, чему учат
В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. 
В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника
Соблюдение принципа объективности оценки;
-  Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); 
Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;                             При оценке работы ребенка особое значение придается:                                              -Упорству, старанию, труду;   -Достигнутому успеху;    -Личной позиции ученика;   -Возможностям ребенка достичь большего результата.                           Следует поощрять  в ребенке:                                                                                           -Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;                         -Готовность защищать свою точку зрения;                                                                                   -Творческий подход; пытливость, любознательность;                                                             -Самоконтроль, способность оценить свою работу;                                                              -Стремление находить и исправлять свои ошибки.                                                       Советы учителю (Слайд 13)                                                                                     Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского : (Слайд 14) Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и 
болезненные явления. Н. Островский  Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.  (МО Пр. №4 от 10.01.20г.)