.

«Пути эффективного сотрудничества семьи и школы в современных условиях.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС нового поколения».

(Акужаева С.А., учитель начальных классов, ГКОУ АО «ЕОШИ»)

 «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский)

    Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не может заменить ребенку родителей, она лишь может сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности. Но к большому сожалению, не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом.

   Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся –  субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

  Новый подход к образовательному процессу провозгласил родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложил на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей.

   Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. 

  Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Но учитывая специфику наших обучающихся, социальное положение их семей, приходим к выводу, что родители сами нуждаются в помощи со стороны образовательной организации в плане воспитания. Например, из 10 человек в классе 1 родитель официально работающий, в 2 -х семьях родители ухаживают за детьми инвалидами, остальные безработные или временно не работающие, озабочены решением проблем экономического выживания семьи. 70% - неполные семьи, 20% - опекаемые дети, 20%-уход за детьми - инвалидами.

  Поэтому необходимо разработать систему мероприятий, разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей, которая дает возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.          

Как правило организация любого дела всегда начинается с изучения, с организации диагностической работы.  При изучении семей мы, как классные руководители (учитель) используем следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, беседу, анкетирование, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.) и т.д. Все эти методы позволяет классным руководителям, педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями.

Например, при поступлении ребенка в школу проводилась следующая анкета:

1.С каким чувством переступил порог школы ваш сын или дочь? (с волнением – 5 из 8, боязнь – 1, не понимал -2).

2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе? (комфортно-5, плакали-2, безразлично-1)

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их (6 родителей)

Анкета родителям (4 класс)

1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать? (Ласка, доброта, скромность, стеснительность)

2.Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? (Психует, нервничает, стесняется)

3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома? (Помогает, занимается своим делом)

4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса? (большинство «да», сами родители интересуются)

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить все дела и заняться ребёнком?

2.Посоветоваться с ребёнком, невзирая на возраст?

3.Признаться в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

5.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? (стараются)

Анкетирования родителей проводится с целью организации эффективного взаимодействия с педагогами   образовательной организации по вопросам воспитания и развития ребенка

  На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей. Для проведения такой диагностики можно использовать карту социально-педагогического изучения семьи, но мы используем сведения из личного дела (общие сведения о родителях: Ф.И.О., год рождения, сфера деятельности, номер домашнего и рабочего телефона, справки с места жительства, о составе семьи, с места работы и иные документы, устный опрос родителей об образовании)

  С учетом изученных данных идет дифференцированное взаимодействие с семьей. Одинаковые формы не применимы, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса. С первых дней необходимо выстраивать эти взаимоотношения.

Формы работы с родителями массовые, индивидуальные.

МАССОВЫЕ: родительское собрание, праздники, концерты.

Родительские собрания, консультации по вопросам воспитания, обучения, решения семейных вопросов - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка.

  На родительских собраниях не нужно нагружать их большим объемом официальной информации, чтобы не оттолкнуть и не испугать. Лучше, если это будет разговор по душам.  На них обсуждаем общие вопросы: планирование учебно-воспитательной работы в классе, какая понадобиться помощь (новогоднее представление – сделать маски, сделать игрушки для украшения елки в классе), информирование родителей о специфике работы школы во время пандемии или карантина, в целом деятельности образовательного учреждения, рассматриваются актуальные педагогические проблемы.

  Также проводятся тематические собрания: 1 класс «Младший школьный возраст, особенности адаптации первоклассников к новым условиям школы – интерната», «Содержание школьного образования в начальных классах», 2 класс «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников» и т.д.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ: посещение семьи, консультации, беседы, работа с дневниками, общение по телефону

  Огромный диагностический материал получаем при посещении семей школьника: жилищные условия, материальная обеспеченность, общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями и детьми, другими членами семьи.

  Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: открытые уроки и внеклассные мероприятия, участие родителей и детей в конкурсах, помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий, организация совместных проектов.

*Родители оказывают помощь своим детям в участии в творческих конкурсах, выставках (конкурс поделок, рисунков, фотоконкурс и т.д.). Положительное:  общность интересов, взаимопомощь, совместная деятельность, понимание друг друга, способствующей сплочению родительского коллектива.

*Родители с удовольствием посещают школьные праздники, концерты (8 марта, «Праздник труда», «Новогоднее представление»), наблюдают на сколько талантливы их дети, раскрываются способности, гордость родителей за своих детей.

*Мастер-классы, фестивали семейного творчества (традиции семьи, семейные увлечения, любимые праздники и т.д.) способствуют приобщение детей к культуре, семейным ценностям, формирование нравственности, норм поведения, раскрытие внутреннего мира личности.

*Проектная деятельность («Генеалогическое древо», «Лента памяти» и т.д.) –

совместный поиск информации, интерес, ожидание результатов. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки школьников. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень, содействует объединению членов семей.

*Совместная трудовая деятельность (уборка двора, субботники, акция «Помоги ветерану», «Сделай кормушку для птиц») – приобщение к труду, пример родителей, уважение к старшему поколению.

«Родительский урок» (посещение уроков родителями) – контроль за успеваемостью обучающихся, выявление пробелов в обучении и т.д.

*Круглые столы, семинары для родителей («Жестокое обращение с детьми», «Карманные деньги», «Стили семейного воспитания» и т. д.)

   При проведении таких мероприятий родители больше сближаются между собой, со своими детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.

   Одной из современных направлений работы с родителями стало   привлечение  виртуальных информационных площадок, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp).

К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей школьников, можно отнести:

возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;

возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;

возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;

возможность быстро доводить информацию до родителей;

возможность вносить информационные изменения и дополнения;

возможность оперативно получать обратную связь от родителей

возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка.

Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между школой и семьей.

Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами жизни ребенка. Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.

Наша группа в контакте является закрытой, т.к. для большинства родителей важно не допустить распространения фото детей в открытом доступе в интернете.

Особенно велика роль этих площадок во время дистанционного обучения.

С помощью мобильного мессенджера ребята не только получали задания, но и объяснение сложного для самостоятельного изучения учебного материала. Родители через голосовое сообщение просили объяснить, как решается та или иная задача, или упражнение. Родители были заинтересованы в выполнении заданий их детьми. Конечно возникали сложности, трудности, но на этот период обучения именно они являлись тьютерами для детей. Также дети дистанционно участвовали в различных конкурсах, совместно с родителями изготавливали поделки, рисовали рисунки. Ежедневно они выкладывали ответы на задания, письменные работы детей. На сегодняшний день, пока не сняты ограничения в связи со сложившейся ситуацией с Ковид-19, работа с родителями через использование социальных сетей продолжается.

Мобильные мессенджеры используются для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам жизни нашей группы.

Данные формы и методы работы с родителями направлены не только на коммуникацию, но и на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Уже сейчас при использованием интерактивных технологий можно сделать следующие выводы.

Родители активно стали участвовать в жизни группы. С большим интересом стали откликаться на участие в конкурсах и выставках, делать поделки и делиться результатами друг с другом.

Более тесное общение в социальных сетях позволило сплотить коллектив родителей. Родители начали активно обсуждать достижения и результаты своих детей, а также друг друга на дальнейшие успехи.

В социальной сети родители искренне восхищаются результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Доброжелательное отношение родителей и сплоченность коллектива позитивно отражается на поведении детей и их отношении к школе.

Таким образом, уже на первоначальных этапах использования социальных сетей и мобильных мессенджеров в качестве интерактивных форм работы с родителями мы смогли достичь поставленных изначально задач.

Все эти мероприятия позволяют родителям быть ближе к школе, которая знакомит их с воспитывающей и развивающей средой, а совместная деятельность педагогов, родителей, детей создает атмосферу взаимоподдержки и общности интересов, это хорошая возможность узнать друг друга, установить положительные взаимоотношения.   

Изменения, происходящие в системе образования, выдвигают новые требования к профессионализму педагога. Педагог должен владеть большим объемом знаний, средств и методов для того, чтобы:

- найти подход к каждому родителю,

- наладить эффективное взаимодействие с ним по вопросам образования ребенка,

- вовлечь их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддерживать образовательные инициативы семьи.

В связи с новым запросом классные руководители занимаются самообразованием, проходят курсы повышения квалификации по данной теме: «Дистанционное обучение: использование социальных сетей и виртуальной обучающей среды в образовании» (онлайн-семинар), «Обеспечение единства и преемственности семейного воспитания» (онлайн-семинар)

 

Приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием как средство реализации воспитательного и развивающего потенциала учебного занятия

 

  Важнейшей задачей воспитания является определение склонностей и способностей ребёнка, соотнесение их с реальными возможностями, развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

  В соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Педагог призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений обучающихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкиваются на уроке. Воспитывать будет весь процесс обучения в целом, если педагог не просто сообщает знания обучающимся, а всей своей работой, всей системой занятий учит детей самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, оказываются те, когда учитель размышляет, ведёт мысль учащихся, ищет вместе с ними правильный ход решения вопроса, что-то отвергает, заменяет по ходу урока, объясняя почему, задумывается. Учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно построить ответ, т.е. научить аргументировать ответ.

  Необходимо учить ребят ценить время. Самому учителю надо показывать пример рационального использования времени урока: четко указывать время выполнения каждого этапа работы, подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.

  Важное значение имеет определение воспитательных возможностей изучаемого материала, когда в учебное занятие дополнительно включаются ситуации и информация, позволяющие акцентировать внимание учащихся на этической стороне изучаемого материала. Кроме того, учащихся нужно научить многим умениям и развивать вместе с тем не только внимание, память, мышление и речь, но и вооружить их некоторым общим приемам учебной деятельности.

  Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности.   В процессе обучения у части учащихся стихийно формируются некоторые способы организации своей учебной деятельности, отдельные частные приемы решения задач, написания сочинений и т.д. Необходимо, кроме частных приемов учебной деятельности, обучать их приемам сравнения, обобщения, конкретизации, определения понятий, работы с учебником, составления конспекта, подготовки домашнего задания, подготовки к контрольной работе и др. Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности:

  Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу (определить ее цель), внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.

  Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание,  зарисовка,   символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.

   Общий прием организации памяти: учащимся важно осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, сочетать различные виды памяти (образную, логическую, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную), закреплять в памяти материал (пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации не сразу, а с перерывами).

  Приемы осуществления логических операций. С помощью мыслительных операций осуществляется понимание, осмысление, обобщение, систематизация изучаемого материала и способов деятельности, перенос усвоенного в новые ситуации, построение целостной системы знаний.

  Анализ дает возможность проверить, можно ли использовать какой-нибудь прием сравнения. Если невозможно, то расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения, частные случаи). Затем исследовать (изучить) отдельно каждый элемент, если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими, составить план исследования (изучения) объекта в целом.

  С помощью сравнения можно  выделить свойства данных объектов или их частей, провести смысловой анализ объектов (можно ли их сравнивать), установить различные и несущественные свойства объектов (отличительные признаки). А также сформулировать основание для сравнения (заданное или найденное среди существующих признаков объектов), сопоставить объекты (или их части) по этому основанию, установить зависимость между ними, сформулировать вывод сравнения.

  Синтез объединяет свойства, полученные при анализе (сравнении) в единое целое. Обобщение позволяет зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению, на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов. Можно объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество, дать название (термин, символ) полученному множеству. С помощью обобщения можно сформулировать суждение - характерное свойство полученного нового множества объектов (или определение нового понятия).

  Абстрагирование дает возможность разделить существенные и несущественные свойства данных объектов, выделить их общие и различные свойства, определить существенные и общие свойства. В другом случае, отбросить несущественные и различные свойства, сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами.

  Конкретизация позволит привести пример, иллюстрирующий абстрактное понятие (суждение, свойство), устно, с помощью схемы, рисунка, чертежа, модели и т.д.

  Классификация призвана изучить данные объекты, установить их существенные признаки, сформулировать на основе анализа и сравнения общие и различные свойства (признаки) изучаемых объектов. А также выбрать основание классификации – признак, по которому она будет проводиться, разделить по этому признаку все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.

  Систематизация поможет выделенные (на основании классификации) классы объединить в группы по сходству их характерных признаков, установить связи между классами, изобразить полученную систему в виде таблицы, схемы и т.д.

 Работа над учебным содержанием предполагает обмен мнениями, дискуссии по спорным вопросам и т.д. Для этого учащиеся должны быть знакомы с приемами развития речи. Общий прием работы над речью: формулировать предложения по данному образцу (правилу, приему, схеме), составлять вопросы к тексту, для беседы, для работы в паре или группе, по домашнему заданию, к выступлению или ответу товарищей и т.д.), пересказывать тексты, готовить краткие сообщения по дополнительной литературе и выступать с ними, рецензировать тексты и выступления товарищей. Обучающиеся должны знать правила устного выступления: излагать выступления по плану, выделяя его смысловые части, соблюдать грамматические правила, шире использовать свой словарный запас, стараться усилить эмоциональность выступления и говорить выразительно (с правильной интонацией), следить за своей дикцией, совершенствовать ее, следить за тем, как вас слушают и воспринимают, устанавливать контакт со слушателями и обратную связь.

   Систематическое применение этих приемов дает положительный результат, если содержание учебного материала для работы в классе и дома будет подобрано с учетом развития памяти, внимания, воображения, речи, то автоматически осуществляется индивидуальный подход к ученику с учетом его потребностей и возможностей.

Методические рекомендации по работе над ошибками

детей с интеллектуальными нарушениями.

 

    Учитель может и должен вооружить учащихся таким способом письма, при котором ученик получит возможность делать меньше ошибок или не допускать их вовсе. (Д. Н. Богоявленский)

    Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.   Кульман Н. К. писал: «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их».

Если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, то процент самостоятельного нахождения ошибок в собственной работе очень низкий. Эти дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний.

   Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.   Правильно организованная работа над ошибками имеет большое значение в формировании орфографической грамотности детей с интеллектуальными нарушениями.

   Эффективность работы над ошибками письма зависит от систематичности проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм, от активности, с которой на уроке проходит самостоятельная деятельность обучающихся, от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Полезной формой является также ведение учащимися словариков, в которые ребята вносят слова с непроверяемыми написаниями.

 

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }