«Уроки доброты Валентины Александровны Осеевой»

Ход занятия

I. Орг. момент.

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

II. Знакомство с темой занятия:

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вкусное есть, вкусное пить.

Жить для себя, никого не любить…

А можно по-другому: раньше других на рассвете встать –

И, помышляя о чуде, с неба рукою солнце достать

И подарить его людям.

-Что в этих строчках показалось вам необычным? (Достать рукой до солнца)

-Можно ли на самом деле достать рукой солнце?

На уроках мы говорили о том, что без солнца нет жизни. Солнце – это свет и тепло. Но мы живём среди людей. Нам нужно ещё чувствовать и человеческое тепло, поддержку, сочувствие близких людей. Помните стихи: «Мне не хватает теплоты», - сказала мама дочке…

Человеческая доброта – это солнце. Добрые люди – как лучи солнца,

добротой своей они согревают людей.

- Всегда ли мы сочувствуем друг другу, помогаем?

Всегда ли можем поделиться с ближними?

Легко ли быть добрым? - Доброте нужно учиться!

- У мальчика много интересных игрушек, почему он не рад? Почему весело остальным детям?

Человек не может быть счастливым в одиночестве! Каждому нужны друзья! А быть другом – совсем непросто! Этому нужно учиться!

- У кого учиться? Кто нам поможет?

Портрет В. Осеевой  -Знаете ли вы, кто это?

Сегодня у нас интересное занятие. Мы с вами будем вспоминать и читать рассказы Валентины Александровны Осеевой. Посмотрите на выставку: это книги Осеевой. Её рассказы написаны в прошлом веке.

III. Основная часть

- Это добрые и умные рассказы. Их читали вашим мамам, даже вашим бабушкам, когда они были маленькими. Эти рассказы помогут и вам расти добрыми, честными, отзывчивыми людьми.

Рассказы В. Осеевой учат думать не только о себе, но и о ... (людях, которые находятся рядом). Делать людям … (добро).

Быть по отношению к людям … (чуткими, внимательными).

- Как и все, В. Осеева была маленькой. Вот что рассказывает она о своём детстве: «Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ?

Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных… В жизни мне это очень помогло. Потом я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

- Что посоветовала, автор письма детям, которые научились читать? (читать и думать).

- Как вы думаете, кем мечтала стать в детстве Валентина Осеева?

- Валентина Осеева мечтала стать актрисой. После окончания школы она училась на актерском факультете, но всё изменил один случай…

В 21 год юная Валя Осеева пришла в трудовую коммуну для беспризорных детей и поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей, детей, у которых не было родителей.

- Некоторые рассказы В. Осеевой вы знаете. Давайте вспомним их.

«Волшебное слово».

Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

- Какое это было слово? (Пожалуйста).

В народе говорят: «Доброе слово доходит до сердца».

- Почему в начале рассказа Павлик готов был убежать из дома? Почему он перессорился со всеми? Чего не умел делать мальчик? Какого качества характера ему не хватало? (вежливости )

- Предлагаю оформить словарик хороших качеств человека.

(«вежливость» – слово на бумажной полоске прикрепляется на доску)

- Какое вежливое слово употребляете вы, когда обращаетесь с просьбой, за помощью? - Как бы вы попросили у одноклассника разрешения посмотреть его игрушку? - Как вы попросите маму найти дома нужную вам книгу?

- Как вы попросите учителя помочь вам, если не выходит фигурка из пластилина? - Как попросите человека, который закрывает вам проход, пропустить вас?

 «Плохо».

Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

- Кому угрожала опасность? - Это мальчики натравили собаку на котёнка?

- А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

- Могли мальчики защитить котёнка?

-О каком качестве человека рассказала нам писательница? (равнодушие)

-Это положительное качество или отрицательное?

В народе осуждают равнодушных людей. Равнодушный человек считает так: «Наше дело – сторона».

А какое качество характера противоположно равнодушию? («чуткость, отзывчивость» – слово на доску).

-Тот, кто был внимательным, сможет сказать, что кроме рассказов писала Осеева? (сказки, стихи)

-Знаете ли вы, ребята, что на стихи В. Осеевой написаны детские песенки?

-Когда я включу вам эту песенку, можете подпевать и танцевать.

Физминутка Бедный ёжик

Спит медведь. Уснула галка.

Сон сморил лису. Я не сплю. Мне очень жалко ежика в лесу.

«Хорошее»)

- Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошее желание).

- О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле?

- Надо ли дожидаться беды или можно делать хорошие дела в обычной жизни?

- Что хорошего посоветовала сделать мама сыну?

(Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору).

- Как приятно, вокруг нас есть добрые люди!

- Всегда ли мы сами бываем чуткими к окружающим? Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье».

- Какое настроение было у всех членов семьи, когда они садились за стол?

- У кого испортилось настроение? - Кто огорчил маму и бабушку?

В народе таких чёрствых людей осуждают: «Мне что до кого? Было б нам хорошо!» Так думать нельзя! Нельзя так поступать!

- Догадался ли Миша, что вместе с братом обидел своих самых близких людей? - Стало ли ему стыдно за себя?

- Если бы можно было вернуть всё назад, как бы поступил Миша, увидев на столе вкусное печенье? Давайте «переиграем» этот рассказ, чтобы никому в семье не было обидно!

«У неё и средь зимы снега не выпросишь». «Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен». «Жадность - всякому горю начало» .

- Какое качество характера необходимо Кате?( отзывчивость, щедрость).

- В нашем классе ребята отзывчивые. Они всегда поделятся ручкой, гуашью, пластилином, если у кого-то не оказалось нужных принадлежностей.

V. Итог занятия.

- Сегодня мы с вами вспомнили рассказы В. Осеевой, прочитали новые рассказы этой замечательной писательницы. Какие они, эти рассказы? Выберите подходящие слова. На доске прикреплены листочки со словами:

поучительные, злые, добрые, интересные, добродушные, радостные, надоедливые, воспитывающие.

-За что бы вы похвалили себя?

- Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу, умные добрые мысли. Не сомневаюсь, что и ваши дела и поступки тоже будут добрыми!

Категория: Классные часы | Добавил: akuzhayeva71 (06.12.2021)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar